Проповедь делами любви

Первые упоминание о благотворительности в Ветхом Завете встречаются в книге Второзакония, в которой указывается на богоугодность такого дела: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь» (Втор. 16:10). Там же мы встречаем наказ, кому необходимо оказывать помощь: «если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Втор.15: 7), и далее раскрывается принцип благотворительности: «когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь» (Втор.15: 10). Однако израильский Закон, хотя и определял частные случаи и виды благотворительности, в то же время указывал, кому их необходимо оказывать и кто должен быть благотворителем: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор. 15:3).

Новозаветная диакония основана, в первую очередь, на примере Христа и Его апостолов, которые завещали совершать дела милосердия Церкви. И здесь уже нет разграничения между людьми, которым необходимо помогать, поскольку благотворительность обязывает не Закон, а любовь: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35–37).

И сейчас Русская Православная Церковь уделяет особое внимание организации церковного социального служения. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает».

Трудная жизненная ситуация может случиться с каждым. Помощь необходима престарелым, больным, многодетным и малоимущим семьям, бездомным, даже благополучным людям, оказавшимся в каком-либо затруднении. Не только прихожанин может обратиться с просьбой, получить помощь в храме может любой в независимости от национальности, социального статуса и вероисповедания.

Служение милосердия - дело, которое может еще сильнее объединить общину. На приходском уровне общая организация, координация и контроль церковно-социальной работы находятся в компетенции настоятеля нашего храма. Непосредственное выполнение этой работы возложено на приходского социального работника. В целом, социальная работа прихода проходит по следующим направлениям:

·       составление и постоянное обновление списка нуждающихся в помощи прихожан: одиноких, престарелых, тяжело больных, инвалидов, членов многодетных, а также неполных и социально неблагополучных семей и других подобных лиц;

·       формирование группы добровольцев, готовых и способных осуществлять приходскую социальную деятельность;

·       сбор средств как внутри прихода, так и вне его для финансирования социальных приходских программ;

·       воспитание детей и молодежи прихода через предоставление им возможности посильно участвовать в социальных инициативах, а также через соответствующие программы обучения в воскресных школах;

·       совместная работа с сотрудниками государственных социальных и образовательных учреждений; духовная поддержка лиц, находящихся в этих учреждениях, как из числа персонала, так и из числа опекаемых; участие в различных социальных программах и мероприятиях, осуществляемых в этих учреждениях; инициирование подобных мероприятий;

·       вовлечение в социальные и благотворительные акции, в том числе приуроченные к церковным и некоторым государственным праздникам, как можно большего числа людей;

·       оборудование храмов средствами, обеспечивающими доступ в них лиц с ограниченными возможностями и полноценное участие этих людей в богослужении.

В рамках работы священства храма с государственными социальными учреждениями настоятель храма участвует в духовном сопровождении пожилых лиц. Так, священник Даниил Зубов совершил чин освящения территориального центра социального обслуживания «Арбат». Наш приход активно сотрудничает с центром «Арбат», помогая москвичам, которым нужна помощь и поддержка. Также действенная частичная опека осуществляется над многодетной семьей и семьей с тяжело больным инвалидом.

Встречается мнение, что основная проблема социального служения Церкви – проблема материальная. Однако, милосердие подразумевает не только оказание материальной помощи и, в христианском понимании, побуждает заботиться о спасении ближнего. И в свете этого направления разве строительство воскресной школы, если это делается по инициативе настоятеля, прихода, благотворителей –не есть социальное служение Церкви на благо нравственного и духовного возрастания?

В наши дни, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного воспитания через приобщение к красоте Божьего мира, через знакомство с произведениями мировой культуры и искусства. Русская классическая литература несёт в себе грандиозный духовный потенциал, завещанный нам как жизненный ориентир. Еще в ранних записных книжках Николая Васильевича Гоголя, прихожанина нашего храма, есть высказывания: «Ни умрет из нашей старины ни зерна того, что есть в ней истинно русского и что освящено самим Христом».

Именно поэтому в нашем храме образован православный клуб, стараниями которого были организованы просмотры и обсуждения фильмов Юлии Бочаровой «Ласточки Христовы»и Елены Попович о святителе Нектарии Эгинском «Человек Божий».

Также в нашем храме постоянно действует экспозиция «Евангельские мотивы в эскизах церковных фресок великих русских художников XIX – XX веков».

Благодаря этому мы имеем возможность собрать в храме людей и через историю России, архитектуру, биографию рассказываем о христианской православной вере. Когда речь идет о памятниках архитектуры, храмах, искусстве, говорим о судьбах людей, которые жили, писали, творили и, тем самым, служили Господу и Отечеству.

Социальное служение всегда возможно, если помнить о цели службы - через нашу любовь к пришедшему человеку показать радость другой жизни – жизни с Богом.