1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. Эскиз росписи Собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге представлен в экспозиции в нашем храме

Эскиз росписи Собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге представлен в экспозиции в нашем храме

В экспозиции «Евангельские мотивы в эскизах церковных фресок великих русских художников XIX–XX веков» представлен эскиз росписи Собора Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге работы Виктора Васнецова.

эскиз 1.jpeg

Знаменитый русский художник, иллюстратор, архитектор, сценограф. Автор храмовых росписей и множества картин, посвящённых событиям российской истории, а также сюжетам русских сказок и былин родился в семье священника. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине. В 1867 году Виктор Васнецов отправился в столицу в рисовальную школу И. Н. Крамского, а в 1868 году стал слушателем Императорской академии художеств, где успехами в учёбе сначала в 1869 году заслужил две малых серебряных медали, а в 1870 году – большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В 1870-х гг. Васнецов писал традиционные реалистические картины в жанре бытовых сцен.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни – он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».

Позднее художник оформил еще несколько храмов в самых разных городах – от немецкого Дармштадта до Санкт-Петербурга, включая величественный собор Спаса на Крови. Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Москве, Абрамцево, Санкт- Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

эскиз.jpg

По убеждению Васнецова, храм должен быть тем местом, где может произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, может стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.    

В период между 1883 и 1901 Васнецов создает серию эскизов и оригинальных живописных работ к мозаике для фасада церкви Воскресения Господня (Спас на крови) в Санкт-Петербурге. Художником также подготовлены эскизы к двум иконам «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» (1901) (для местного ряда главного иконостаса).

спас.jpg