Разрушение и реставрация храма

В 1917 году большевики начали закрывать и разрушать храмы. Особенно распространённым способом «унижения» храмов являлось использование их не по назначению. Не избежал этой печальной участи и храм преподобного Симеона Столпника. С 1934 по 1938 год в здании храма проходили службы обновленцев. В 1938 году храм закрыли. По одной из версий, причиной (или поводом для) закрытия храма послужило то обстоятельство, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца.

В сентябре 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. В дальнейшем «здание» использовалось для самых разных целей. Например, его занимала мастерская «Мединструмент», а с 1968 года, после реставрации 1965-1966 годов, в нём размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.

В результате многочисленных перестроек советского времени и использования храма не по назначению здание в значительной степени утратило художественный облик. Оно находилось в тяжелом техническом состоянии. Ко времени реставрации 1965-1966 годов были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и «подшит» потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров.

Храм отреставрировали в 1965-1966 годах, когда московские власти задумали на месте уютных арбатских переулков и знаменитой Собачьей площадки проложить широкий проспект, олицетворяющий новую социалистическую Москву. Храм, якобы мешающий прокладке Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), несколько раз собирались сносить. Наконец, было принято решение о реставрации храма. Не последнюю роль в спасении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Л.И. Антропов, друг и соратник выдающегося деятеля отечественной культуры П.Д. Барановского, спасшего и вернувшего к жизни многие архитектурные памятники прошлого.

В.А. Десятников, работавший с Л.И. Антроповым в Научно-методическом совете по охране памятников, рассказывает в своей книге «С Крестом и без Креста».

Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович (Антропов. — Прим. Ред.) залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В. Алферова и П.Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану.

Реставрационные работы проводились в 1965-1966 годах Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими Министерства культуры СССР. Автором проекта работ была О.Д. Савицкая. Проект предполагал восстановление памятника методом целостной реставрации на основе данных натурного обследования, дополнительного использования аналогий и архивных фотографий памятника.

В результате реставрационных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания; снят культурный слой до уровня XVII века и вымощен участок вокруг церкви. В первоначальном виде восстановили сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстанавливались на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Восстановили также первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

Литургия продолжается

Итак, храм был восстановлен и отреставрирован. Оставалось только водрузить на главах сохранившиеся кресты. Но и тогда храму не позволили жить той жизнью, которая была предназначена для него Господом. С 1968 года в храме располагался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. В клетках томились зверушки и птицы, на стенах размещались фотографии.

В помещении появился навозный запах. Роспись была практически уничтожена, лишь на северной и южной стенах остались вмурованные белокаменные плиты XVII-XVIII веков. Храм, который поставили под охрану государства (охранный документ № 268), стал традиционным объектом официальных фотоснимков на тему «Старая и новая Москва».

Ещё два десятилетия храм преподобного Симеона Столпника, как и другие храмы столицы, ждал своего часа. И дождался. В 1990 году на главах, наконец, вновь воздвигли ажурные позолоченные кресты, четверть века пролежавшие в подвале. А в 1991 году пришел радостный час: храм было решено вернуть верующим. В 1992 году состоялось малое освящение храма, начались службы.

Однако возвращенное Церкви здание находилось в самом плачевном состоянии. Стены, голые снаружи и внутри, разрушенные престолы… Но храмы не умирают, и постепенно усилиями отца-настоятеля Сергия Никитина и прихожан храм начал оживать.

И вот, наконец, на двери храма появилась табличка «Храм открыт».

Новейшая история храма преподобного Симеона Столпника начинается в 1991 году, когда храм вернули верующим, а его настоятелем стал протоиерей Сергий Никитин.

Это назначение отцу Сергию не кажется случайным. «Еще в юношеские годы, — говорит он, — я часто бывал на Новом Арбате. И всякий раз, проходя мимо храма, видел, что над ним нет крестов. Да и вообще храм выглядел как-то мрачно, а высотный дом, который стоит рядом, «давил» на храм. И вот я, проходя по другой стороне проспекта, задавал себе вопрос: зачем власти оставили храм Симеона Столпника, почему не разрушили его до основания, как другие храмы? Это был дерзкий вопрос. Я тогда был ещё очень юн и многого не знал. И только сейчас Господь мне как будто отвечает на этот вопрос — отвечает моим назначением в этот храм».

Власти не сразу отдали храм верующим. Был подписан соответствующий указ, и началась подготовка документов для Постановления правительства о передаче храма Московской Патриархии. Но и это ещё не было победой. В здании храма размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. С этой организацией пришлось бороться почти год.

Малое освящение храма состоялось в мае 1992 года — в Троицкую родительскую субботу. С 1995 года начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма, полностью утраченного за годы забвения и запустения. В 2000 году был восстановлен придел во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 2005 году — придел во имя преподобного Симеона Столпника. На очереди реставрация левого придела — в честь митрополита Димитрия Ростовского. Отец Сергий Никитин говорит, что «конечно, нелегко всё это даётся, но у прихода много друзей, много помощников, все они вносят свою лепту в восстановление святыни. Пусть этот небольшой древний храм, такой хрупкий и изящный на фоне грубых новоарбатских высоток брежневской эпохи, напоминает людям ою ином, духовном, возвышенном мире».

«Первое время было очень трудно, не хватало средств», — продолжает свой рассказ о новейшей истории храма отец Сергий. Но мало-помалу приход разрастался, появлялись новые прихожане, и каждый хотел помочь храму, внести посильный вклад в устроение церковной жизни. По великой милости Своей Господь привел в храм замечательных людей. Постепенно в храме сложилась небольшая, но сплоченная община.

Одной из собирательниц прихода стала староста храма Мария Ефимовна Старикова. Она работала в храме с самых первых дней. На долю этой женщины выпало много испытаний: война, тяжелый труд в тылу, потеря родных и близких, лишения первых послевоенных лет. Но сколько же энергии, доброты и участия излучала эта женщина! Она была настоящей хозяйкой храма — всегда в трудах, в заботах о порядке и благочинии. Эта женщина знала и любила всех прихожан, для каждого у нее находилось ласковое слово. В 2007 году М.Е Старикова отошла ко Господу. Вечная ей память!

С первых дней восстановления храма в нём трудились опытные профессионалы — Т.Н. Кузнецова и иеромонах Гурий. В.И. Козлов, архитектор по образованию, спроектировал новый иконостас и предложил концепцию росписи храма. Замечательные художники — главный художник Б.А. Алексеев, а также бригада высококлассных профессионалов — расписывали церковные стены, используя старинную технику фрески. Позолотой и изготовлением иконостаса занималась бригада под руководством Сергея Аленикова.

Отец Сергий подчеркивает, что местоположение храма преподобного Симеона Столпника — особое. Его окружают магазины, офисы, бары и рестораны. Заветное желание отца-настоятеля — сделать так, чтобы храм стал островком высокой культуры в ландшафте города, образцом, на который можно было бы ориентироваться светским архитекторам и дизайнерам. «Вот видим мы сегодня кремлёвские палаты, восхищаемся их красотой, — говорит он. — А ведь рукотворная красота эта многое определяла и в характере людей, создававших её. Великая русская культура оказала огромное влияние на формирование национального самосознания, давала русским людям духовные силы для свершения многих замечательных подвигов, которыми столь богата наша история. Русская Православная Церковь — тоже часть нашей великой культуры. Без возрождения Церкви невозможно возрождение духовных сил нашего государства. В России ещё долго не оскудеют нефть, газ, другие полезные ископаемые — основа земного богатства. Но лишь духовная полнота, которая будет возрождаться в особой культуре и эстетике Православия после долгих лет унижения Церкви, поможет человеку по-настоящему очиститься. Поможет увидеть небо, звёзды, прикоснуться к высокому. Возрождая наш храм, мы стараемся сделать так, чтобы пробудить у верующих эти высокие чувства».

Среди прихожан немало известных людей: артисты и режиссёры, художники и писатели, ученые и военные. И знаменитые, и не очень известные люди — все здесь находят утешение. Потому что, как и раньше, храм открыт для всех, а не только для избранных.

В храме царит особая атмосфера — дружелюбного молитвенного настроения. Это ощущает всякий, входящий сюда. Многие, привлечённые красотой храма, заглядывают в него ненадолго — свечку поставить, записочку написать. Потом приходят ещё и ещё, возвращаются снова и снова...

«Душа, как замечал Тертуллиан, — продолжает батюшка, — христианка по своей сути, она проста. Простота её в том, что человек не возвышает себя, не гордится собой. Все жизненные невзгоды и радости такой человек воспринимает легко — не фантазируя, не мечтая, не возносясь. И если в молитве есть эта простота, душевная кротость и смирение, человек слышит другого, чувствует его беду и быстро откликается. В мире нет этого, а в храме есть… Обратимся к истории нашего храма и вспомним прежних прихожан. Судя по архивным материалам, мемуарам, здесь всегда царила особая тёплая атмосфера. Невзирая на чины и звания, прихожане были добры и внимательны друг к другу. Они помнили, что каждый из нас создан по образу и подобию Божию, и что к этому божественному началу в человеке следует относиться с особым благоговением...».

14 сентября 2009 года, в престольный праздник, торжественно отмечалось 1050-летие преставления преподобного Симеона Столпника и 385-летие храма.


В проповеди на всенощной накануне праздника настоятель храма протоиерей Сергий Никитин говорил о том, что наш храм и наша Церковь и сегодня свидетельствуют о подвижническом пути величайшего угодника Божия, в честь которого назван храм. Что же это за путь? Что ценного мы, современные люди, можем извлечь из жития святого? Путь святых угодников Божиих приводит нас к ощущению веры, которую мы должны воспитать в себе. Важно, чтобы мы научились ценить всё, что с нами происходит в этой жизни — и любовь, и скорби, и искушения, и болезни, — и понимали бы, что милость Божия превосходит всё и помогает нам жить. «Блаженный Иероним, живший в конце IV века, — напомнил батюшка, — объехал весь православный Восток и не нашел подвига превосходящего подвиг преподобного Симеона Столпника или хотя бы равнозначного ему. Святой стоял на столпе с простертыми руками и просил Господа, чтобы Тот дал силы и утешение. Ничего нет ценнее молитвенного дара, и ничего нет труднее молитвенного подвига. Ведь надо сосредоточиться в своём сердце, подчинить молитве все внешние и внутренние ощущения, чтобы обращение к Господу дошло до Него, чтобы это обращение обрело действенную силу!».

Отец-настоятель поздравил прихожан с церковным Новолетием и обратил их внимание на то, что неслучайно именно на этот день приходится память преподобного Симеона Столпника: «Господь вновь призывает нас пройти этот круг и прикоснуться к великой тайне боговоплощения Христа. И в первый же день нового церковного года Он даёт нам образ для подражания — величайшего молитвенника и угодника Божия».

А в 2014 году храму исполнилось 390 лет.

…Над Арбатом разносится колокольный звон. Он ещё раз напоминает о празднике и о том, что вся история храма — живое свидетельство веры тех, кто его строил и украшал, не дал ему погибнуть в 1960-е годы и помог возродиться во всей красе сегодня. Живое свидетельство подвижнического труда отца-настоятеля и прихожан и молитвенного заступничества великого святого — преподобного Симеона Столпника. Как бы ни менялась жизнь, во все времена неизменным остается вечное: вера, надежда, любовь и молитва.